Александр Жуков из Апшеронского района – папа шестерых детей. Старшей дочери уже 27 лет, младшим по 15. Только двое детей родились в этой семье, остальные пришли в нее уже взрослыми, наполнив жизнь Александра новым смыслом и изменив ее навсегда.
Из следователей в педагоги
– Рано или поздно каждый мужчина должен понять, что он живет не сам для себя, –считает Александр Жуков. – Он служитель, он защитник. Не нарцисс, как часто бывает, а человек, который отдает себя другим. Мы, мужики, всегда должны ловить кайф от жизни. У всех он разный, конечно. Родину защищать, семью обеспечивать, детей любить – это тоже кайф. Когда родилась первая дочь, я работал следователем. Но почувствовал настоящее удовольствие от воспитания ребенка – каждый день бежал с работы домой, потому что у меня был целый план развивающих занятий, игр. Ведь именно в первые годы жизни закладывается основа, фундамент всей дальнейшей жизни человека.
Способности к педагогике Александр чувствовал в себе еще в детстве. Все ребята во дворе были младше него, и он всегда с удовольствием придумывал с ними какие-то игры, учил чему-то, а они, на удивление, всегда слушались. Да и поступать после школы хотел на истфак, чтобы работать потом учителем. Но не сложилось – не прошел по конкурсу. А вот на престижный юрфак поступить удалось. Так и получился следователь с задатками педагога. Наверное, поэтому потом все практиканты из разных отделов доставались Жукову. И благодарят его до сих пор: когда другие отмахивались, он старался научить основам профессии.
Не сажать, а воспитывать
На вопрос, как решился на приемных детей, Александр отшучивается: «Решил, что хватит сажать детей, надо их воспитывать». Первая приемная дочь в семье Жуковых появилась, когда папа уже собирался на пенсию. Подумал: если есть силы, желание помогать и любить, почему бы не попробовать изменить жизнь одного маленького человека? Делать любимое дело да еще и получать от государства за это деньги – что может быть лучше? Параллельно предложили работу в лагере для детей из детских домов и приемных семей, где делился своим опытом и знакомился с чужим. Понял: нет ничего невозможного, если подходить к делу с крепкими нервами и знаниями.
– Конечно, поначалу и ошибок много делал, – признается Александр. – Второго приемного сына, Лешку, мы забрали из настоящего ада. Страшно подумать, что ему пришлось пережить в кровной семье к семи годам. И мне бы тогда прислушаться к советам врачей, не требовать от него невозможного – тут дело упиралось просто в физиологию, слишком уж экстремальными были его первые годы жизни. Но я твердил: он все сможет, просто заниматься надо! И заставлял его учиться в обычной школе, хотя не надо было. И он начал обижаться на меня, прогуливать, убегать. Только потом дошло до меня, что не все можно исправить упорной работой и родительской любовью. Нельзя построить крепкий дом на песке – то, что ребенок получил в раннем детстве, уже никуда не деть, это останется с ним навсегда.
Ну а со следующим сыном, Игорем, папа постарался уже не допускать ошибок. Ну и что, что с высшей математикой не задалось – зато он гениальный мастер по велосипедам, спортсмен, футболист отличный. И когда задачи ему по плечу, он просто счастлив.
Я садовником родился…
Александр Жуков категоричен: воспитание детей – это чисто мужское дело. Для женщин это непосильный труд. И то, что сейчас в школах и в семье все легло на женские плечи, – огромная беда нашего времени.
– Учительницам в школе, конечно, памятник надо ставить – они работают, выгорая подчистую. Всегда уставшие, измученные. Да и дома, опять же, свои дети да муж еще неизвестно какой. Вспомните дореволюционные годы, кто преподавал в гимназиях? В основном мужчины. У них и нервы крепче, и гормональных колебаний нет. А женщина, мама, должна быть детям просто другом. Моя первая жена ушла через год после того, как в семье появились приемные дети. Не могу ее осуждать – просто не справилась психологически. С нынешней женой договорились сразу: она не воспитывает, просто дружит с детьми, общается. В хороших отношениях находится. Ну а как женщина может воспитывать? Не назиданиями, только примером своим: она идет готовить, они смотрят.
Фото: из личного архива Александра Жукова
Дети в семье Жуковых умеют все. Ну а тому, чего не умеют, взрослые всегда готовы научить. Главное, не бросаться все делать за них самим, объясняет Александр. Вот бабушка приходила девчонок учить борщ варить – все норовила сама порезать-почистить. А у папы нервы крепче, он не боится выброшенных продуктов и испорченного ужина. Будет терпеливо сидеть рядом и позволять детям самим делать ошибки и исправлять их. Зато и результат налицо.
– Впрочем, они меня учат и воспитывают гораздо больше, чем я их, – считает Александр. – Я расту и меняюсь вместе с ними. Каждый имеет свои таланты. И тут действует принцип садовника: он видит, какую веточку подрезать, какую пустить в рост, направить к свету. Вижу, что ребенок начал рисовать, – иду в магазин, закупаю все для этого и сам изучаю тему. Когда первая дочь французский начала учить, я с ней учился целый год. Я же даже лучше нее должен знать. Захотели шить – купил швейную машинку, но что-то не пошло дело, значит, не наше. А главное, чему меня научили дети – никогда не кричать и не выходить из себя. Крик – сразу брак в педагогической работе. Все равно, что болт не закручивать, а молотком забивать: вроде, и похож конечный результат, но внутри все разрушено, резьба сорвана.
Отдавать себя без остатка
Размышляя, каким должен быть идеальный отец, Александр часто оглядывается назад, в свое детство. Папа был очень талантливым и увлекающимся человеком: альпинистом, мотогонщиком, инструктором по вождению. Но при этом страдал алкоголизмом. Уходил в запой – и сразу заканчивалось все хорошее. Поэтому ни алкоголя, ни сигарет в его жизни не будет решил для себя Александр. И со своими детьми много об этом говорит:
– Вот Игорь мой не курит, хотя практически весь его класс курит. Еще лет в восемь мы начали обсуждать эту тему. Я дал ему тогда выкурить одну сигарету – он позеленел, было так плохо, что помнит до сих пор, какая это гадость. А позже, когда подрос, сказал ему: «Давай посчитаем, сколько люди тратят на сигареты». Получилось, что за десять лет практически стоимость новой машины улетает с дымом. Сын сказал: «Господи, какие дураки!». Донести свою точку зрения – действеннее любых нравоучений и ругани.
Идеальный папа – не безоговорочно строгий или добрый, а тот, кого хочется слушаться, считает Александр. Он настолько авторитет, что его слово закон – не из страха наказания, а потому что дети его уважают и не хотят обидеть. Именно таким папой он и старается быть для своих детей. Ну а дать детям нужно не просто по квартире или престижную профессию – просто отдать всего себя целиком. Свою любовь, свой опыт, свои моральные принципы. А уж взять или не взять – это дети решат сами.